понедельник, 11 апреля 2016 г.

Предпринимательство

Мы тут слетали в Милан, сходили в театр и кино, в парк развлечений и гости. Но последние пару месяцев головы моих мальчиков занимает нечто большее. Они думаю, как заработать деньги, и этот процесс их настолько захватывает, что все остальное меркнет.

За работой
Мысль и собственном бизнесе сидит в их головах давно. Тимофей еще лет в пять решил, что у него будет кондитерская. Никитос не так постоянен и меняет планы примерно раз в 2 недели. Странно, но работу по найму никто из них не рассматривает (а я не тороплюсь им объяснять, что есть и такой вариант:)



Будущий кондитер

Деньги им нужны. Сначала на планшет. Как все дети, они сначала хотели айПэд. Но когда им пришлось самим зарабатывать, они уже через 2 недели смеялись над "этими понтами" и в итоге купили самый простой нонейм за 14000р. Потом планшет у них случайно упал и разбился экран. Они стойко выдержали это горе, не перевешивая вину на родителей. Никаких заходов к нам на тему купить им новый тоже не было. Тут их спас дедушка, который нашел мастерскую, готовую починить планшет за 3000р. Теперь им нужно заработать эти 3000.

Параллельно у Тимофея родилась идея делать что-то и продавать в школе, ибо родственники были уже все осчастливлены, пора выходить на новые рынки. Детям захотелось новую Монополию в класс, а мы - родители - сразу предложили им как-то на нее заработать своими силами. Я договорилась с куратором класса, что дети принесут свои поделки-выпечку-что угодно, а родители придут и будут покупать (слава Богу, учатся мальчишки в Лицее Ковчег 21 век, где такие договоренности вообще возможны). Это, конечно, не рыночный вариант, ибо родители аудитория лояльная, но для первоклашек пойдет. Цель была показать детям, как работает спрос и предложение, что такое ценообразование, как делать рекламу и привлекать покупателей. Ну и приучить к мысли, что на свои хотелки можно зарабатывать самостоятельно, не выпрашивая у взрослых.

В последний момент родители соскочили - пятница рабочий день, многие не смогли отпроситься с работы. В панике мы чуть было не отменили ярмарку, но одна отважная мама сказала, что ее дочь так готовилась всю неделю, что очень расстроится, если ничего не будет. И мы пустили детей в открытое плавание. Их покупателями должны были стать менее лояльные люди.

Зато готовить мальчишки точно умеют!
Если не родители, то кто? Решили привлечь своих же друзей из соседних классов. В первом у многих есть старшие братья-сестры. Тима попросил Никиту прорекламировать их ярмарку в его 4 классе. Никита тут же стал торговаться за 15% от выручки за такую услугу. Тима не согласился:)

Я бесплатно рассказала родителям четвероклассников про ярмарку в первом и попросила поддержки. Почти все родители сразу же согласились. После выкладки первых фотографий печенек, готовящихся на продажу, поднялся ажиотаж. В день ярмарки старшеклассники скупили все за 15 минут.

Ценообразование они просекли быстро. Ставили побольше, если товар не брали, спускали цену. Кто-то отчаянно торговался, кто-то предлагал скидку. Только один мальчик упорно держал высокую цену на свой товар. Ему многие говорили, что так он просто ничего не продаст. Но тот не сдался и ничего не продал. Тоже опыт.

Все продавцы-первоклашки складывали заработанные деньги в общую корзину. Странно, но они работали как единая слаженная команда: помогали друг другу, приводили покупателей, рекомендовали поднять или снизить цену. Удивительно - никто не тянул одеяло на себя! В конце ярмарки они дружно считали заработанные деньги. Вышло около 3000р, радости не было предела. Они прыгали и визжали от восторга! Цель была достигнута:)

На Монополию им нужно было 2500р (сами посмотрели в интернете). Остальные они сразу же отдали на благотворительность.

А ведь эта благотворительность чуть было все не погубила. Взрослые, выросшие в советском пространстве, где зарабатывать деньги считалось низко, идею ярмарки не одобрили. И первая была - каюсь - я. С рассказала Тимофею, что есть такие больные дети, что "давайте отдадим все деньги этому мальчику, ему сделают операцию и он будет жить". Тима внимательно выслушал мою проповедь и ушел. На следующий день он подошел и сказал: "Мам, мы в классе посоветовались, мы не хотим мальчика, мы хотим Монополию". Мне показалось, это честно, и я отстала.

Но я не одна такая с благими намерениями. По ходу ярмарки к детям подошла учительница другого класса и уговаривала их отдать  все заработанные деньги в приют на корм собачкам. Собачки тоже не проникли в сердце детей, они отказали и ей.

По-моему, наш куратор Людмила Викторовна тоже пыталась проводить подобные беседы. Но дети твердо стояли на своем (восхищаюсь ими!).

Мы, взрослые, как-будто стыдимся зарабатывания денег. Вот на благотворительность, тогда да.. Что у нас в головах? Что плохого в том, что дети учатся зарабатывать? Не к этому ли мы их готовим все 10 лет школы и 5 института? Или мы правда думаем, что наши дети должны все как один стать бескорыстными учеными (есть такие? вряд ли..)? Предпринимательство учит брать на себя ответственность. Учит искать пути решения проблем. Учит ставить цели и достигать их. Учит находить потребности людей и удовлетворять их. А иначе будет всем нам плановая экономика:)

Наши первоклашки нашли такую потребность. Пятница в Лицее Ковчег короткий день. При этом очень насыщенный активными играми и развлечениями (именно в пятницу у многих игротека). А полдника нет. Дети просто голодные! Вся выпечка, которую приготовили наши первоклашки ушла на ура. Нащупав это золотое дно, Тимоша в Никитой уже строили грандиозные планы. Но тут сверху им пришел запрет на торговлю в школе. Это тоже нормально, ибо хочешь серьезно заниматься бизнесом, оформляйся как юр лицо, плати налоги и т.д. Мальчишки школу оставили в покое, но стали вынашивать план развития бизнеса вне школы.

И тут их сознание явно перевернулось. Они впервые подумали, что можно сначала вложить деньги в нечто, что поможет им дальше зарабатывать. Они пошарили в инете и нашли машинку по производству сахарной ваты. Их начального капитала в 2000р как раз хватало. Но тут встал вопрос о транспортировке. Никита прикидывал и так и этак и решил, что сладкая вата товар хрупкий, продавать надо на месте. Хранению и транспортировке не подлежит.

Тогда им попалась на глаза машинка для производства пончиков. Пончики очень дешевы (Никита скачал рецепт и посчитал, сколько стоит произвести 40 пончиков, решил, что выгодно). Вот тут поперло. Воскресенье вечер, я хочу спать, а у меня по кровати прыгают возбужденные мальчишки с новым бизнес-планом. Никита даже завел тетрадку, куда записывает свои идеи и расчеты. Какую цену установить на пончики? Где взять клиентов? На этапе придумывания макета рекламы, я сдалась и отправила их думать в свою комнату. Давно я не видела, чтобы их что-то так захватывало:)

Посмотрим, как будут развиваться события. Я пока придерживаюсь мысли, что выгоднее зарабатывать головой, чем руками. Я проталкивала эту идею последние пару лет. Никита даже купил учебник по программированию и как-то разобрался в основах, но не затянуло. Сейчас я предложила ему делать для моих продуктов видео скринкасты, он научился. Денег на скринкастах можно заработать в разы больше, чем на пончиках, но не прет. Вот нет того задора, который возникает на пончиках. Так что пусть занимается, чем ему нравится. В любом случае, это классный опыт для 10-летки. Буду наблюдать:)

Список бизнес-идей Никиты и Тимофея за последнюю неделю:
1. печеньки и выпечка в школе
2. поделки из бумаги
3. очки, которые будут дополнять реальность квартиры. Из реального только кровать и стол, а все украшения и огромные телевизоры видны в очках. Для бедных людей.
4. Делать обзоры игр, выкладывать на свой канал на ютьюбе и зарабатывать на рекламе в роликах.
5. изобрести костюм с датчиками, чтобы можно было играть всем телом, а не джойстиком.
6. изобрести квартиру-трансформер, где вся мебель легко трансформировалась в нечто новое.
7. построить дом на крутящейся основе, чтобы можно было поворачивать его в соответствии с желаниями. Вид на море, вид на восход, вид на закат. Для богатых людей. Только для красивых мест.
8. продажа сладкой ваты
9. продажа пончиков
10. массаж за деньги
11. организация детских праздников
12. создание игры, где участники из разных мест могут объединяться в виртуальном пространстве (пока мальчишки знают только про играть "по сетке", когда все участники в одной комнате на одном вайфае) .
13. меняющиеся обои. По сути размазанный по стене экран, который может показывать любое изображение - сегодня я в лесу, завтра в пустыне.
14. создание блокнотов для детей с заданиями. Целевая аудитория родители, которые не знают, чем занять ребенка в машине (это придумал Тимофей в ванной, выскочил и мокрый побежал делать первый блокнот. Сделал половину сразу, потом остыл, пока ни одного не продал).

Забавно, как космические идеи перемежаются у них с самыми обыденными. Но важно - им нравится придумывать идеи, развивать их, обсчитывать. Буду записывать за ними, а то все забывается.


П.С. Огромное спасибо Людмиле Викторовне и Анастасии Валерьевне за поддержку в проведении школьной ярмарки.




Комментариев нет:

Отправить комментарий